Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Каким документом регламентируется обязательство отдела кадров медицинской организации вести федеральный реестр медицинских работников?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Обязанности по размещению сведений о медицинских работниках в Федеральном регистре медицинских и фармацевтических работников возложены на медицинские организации и организации, осуществляющие медицинскую деятельность. Нормативных правовых актов, возлагающих обязанности по размещению сведений в указанном Регистре именно на структурные подразделения по кадрам, не издавалось. Вопрос о возложении тех или иных обязанностей на структурные подразделения, в том числе на структурные подразделения по кадрам, в организации решается в соответствии с учредительными документами организации и закрепляется в локальных актах организации.

 

Обоснование позиции:

Согласно ч. 1 ст. 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система).

Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 91.1 Закона N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 утверждено Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - Положение).

В соответствии с п. 4 Положения единая система включает в себя в том числе федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников (далее - Регистр).

Согласно п. 6 Положения Регистр является подсистемой единой системы и предназначен для ведения персонифицированного учета в сфере здравоохранения, в том числе учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций и фармацевтических организаций (в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения), трудоустройстве медицинских и фармацевтических работников в медицинские организации или фармацевтические организации, а также предоставления доступа к электронным сервисам медицинским и фармацевтическим работникам.

Поставщиками информации в единую систему являются в том числе медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (подп. "к" п. 44 Положения).

В силу п. 11 ст. 2 Закона N 323-ФЗ положения, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее - Положение о лицензировании).

Из п. 6 Положения о лицензировании следует, что одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является размещение информации в единой системе в соответствии со ст. 91.1 Закона N 323-ФЗ и Положением посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.

Таким образом, размещение сведений в Регистре (размещение информации о медицинских и фармацевтических работниках организации) является одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Согласно ст. 93 Закона N 323-ФЗ, Порядка ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования, утвержденного приказом Минздрава от 28.10.2022 N 708н, в Регистр вносятся следующие сведения о медицинском работнике:

1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

11) сведения об образовании, об обучении или о периоде обучения, в том числе данные об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, о документах об образовании и (или) о квалификации, о договоре о целевом обучении, а также данные о сертификате специалиста или о прохождении аккредитации специалиста, сведения о результатах сдачи экзамена для получения допуска к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием;

12) наименование организации, осуществляющей медицинскую деятельность, или организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность;

13) занимаемая должность в организации, осуществляющей медицинскую деятельность, или в организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность;

14) сведения о членстве в профессиональных некоммерческих организациях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона (при наличии).

При этом законодательство не регламентирует вопрос о том, какое структурное подразделение медицинской организации или организации, осуществляющей медицинскую деятельность, должно размещать информацию в Регистре. В нормативно-правовых актах говорится лишь, что внесение информации осуществляется лицами, уполномоченными на это руководителями медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (смотрите, например, п. 10 Порядка N 708н). Соответственно, вопрос о наделении структурных подразделений полномочиями и обязанностями решается в организации в соответствии с ее учредительными документами и закрепляется в локальных актах, с которыми работники должны быть ознакомлены под подпись.

Также нормативными правовыми актами не установлено, какими вопросами занимаются структурные подразделения организации по кадрам и какие вопросы относятся к кадровой работе. Исключение составляют вопросы кадровой работы на государственной гражданской службе, урегулированные ст. 44 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где, в частности, сказано, что вопрос ведения реестра государственных гражданских служащих относится к вопросам кадровой работы. Кроме того, указано, что в кадровой работе используются государственные информационные системы.

В связи с этим вопрос о наделении структурных подразделений обязанностями решается в каждой конкретной организации с учетом ее структуры и решений уполномоченных органов управления организацией.

Однако следует отметить, что согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, в должностные обязанности заведующего (начальника) отдела кадров входит организация учета личного состава, ведение и хранение установленной документации по кадрам.

В должностные обязанности инспектора по кадрам входит внесение информации о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, контроль за его своевременным обновлением и пополнением.

Полагаем, что данные обязанности в отношении медицинских работников соотносятся с обязанностями по ведению Регистра.

При этом отметим, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ применение квалификационных справочников или профессиональных стандартов является обязательным только в части наименований должностей и требований к ним (квалификационных требований и ограничений) в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иначе говоря, квалификационные справочники в части установления должностных обязанностей не являются обязательными.

С учетом того, что Регистр предназначен для ведения персонифицированного учета в сфере здравоохранения, в том числе учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций и организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, трудоустройстве медицинских и фармацевтических работников, а структурные подразделения по кадрам ведут хранение документов и сведений, подлежащих внесению в Регистр, возложение обязанностей по размещению сведений в Регистре на структурные подразделения организации по кадрам, по нашему мнению, является целесообразным. В то же время нормативных правовых актов, возлагающих эти обязанности именно на структурные подразделения организации по кадрам, не издавалось.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Василевицкий Александр